Первый раз в Индии я был в 1989 году в числе первых русских паломников из бывшего СССР. В 1992 году руководство ISKCON направило меня в святую дхаму Майапур, место явления Чайтаньи Махапрабху; там я прожил целый год. В резолюции значилось: «Признавая заслуги в проповеди сознания Кришны в СССР Маму Тхакур направляется в Майапур-дхаму сроком на один год для изучения писаний, служения Божествам, изучения английского и общения с гуру (в то время Харикеша Махарадж, мой гуру, был директором Майапурского проекта).
Многие преданные расценивали это как изгнание, почетную ссылку Маму Тхакура, но лично я – как милость Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Прабхупады.Когда после вынесения «приговора» я поблагодарил Киртираджа прабху за оказанную мне честь, он сказал: «Моей заслуги в этом нет; это милость Прабхупады, мы выполнили его желание».
В начале из Дели я поехал во Вриндаван, затем в Калькутту, а там до Майяпура подать рукой. С тех пор прошло 17 лет, и вот после долгой разлуки я снова во Вриндаване. Я испытываю смешенные чувства радости и восхищения, некоторой неопределенности и грусти; со мной Васудева д.
Едва мы сошли с самолета, меня кто-то окликнул. Оборачиваюсь, Прабху из Нью-Йорка.
Он объяснил, как добраться до Святой дхамы. Я был благодарен провидению, ибо если не эта встреча, то мне было бы трудно сориентироваться каким транспортом добираться. Чтобы ехать на такси, у нас было не так много денег; однако к утру, мы уже были во Вриндаване!
На мангала-арати в храме Шри Кришна–Баларамы, я встретил преданного, Йогешвара, с которым много лет к ряду мы проводим харинамы в Нью-Йорке. Он был учеником Гоура Говинды Махараджа; после его ухода присоединился к ритвикам. Йогешвар остановился в ашраме Джагадгуру. По его рекомендации нам удалось пристроиться; мы сняли прекрасный номер и пробыли три дня. За это время мы совершили парикраму, посетили несколько храмов Вриндаваны (Мадана-мохана) и омовение в Ямуне близ Кешигхата.
На третий день, когда мы уже направились в Матхуру, по дороге встретили Каруна-майю (мою ученицу), которая уже несколько месяцев совершала парикрамы (одну за другой) по Вриндавану и его окрестностям. Увидев нас, она изъявила страстное желание присоединиться.
Чтобы добраться до Матхуры, за умеренную плату мы нашли рикшу, и тот отвез нас прямо к храму Шри Кешаваджи матх, центр, основанный преданными Бхактипрагьян Кешава Махараджей. Здесь в довольно скромных условиях мы пробыли один день; за 50 рупи мои братья в Боге предоставили нам комнатушку с окном в туалет, без света, с великим скопищем москитов. Удивить меня было трудно, но Васудева был шокирован; комары всю ночь не давали покоя, и мы почти не спали. Поднявшись не свет, ни заря, я совершил омовение в надежде, что смогу повторять джапу в алтарной; но не тут-то было - все двери были на замке, ни войти, ни выйти из храма. Впечатление от посещения матхи было весьма двойственным, трудно сказать, плакать или радоваться. На следующий день после программы, не дожидаясь прасада, за который заплатили вперед, мы продолжили свое паломничество, поехали в святой город Джаганнатхи, Пурушоттама-дхаму.
До Пури мы ехали почти двое суток в вагоне без места. При этом воспоминания поездки ничуть не омрачили нас. Пока были пустые места, мы залезли на свободную полку и проспали до полуночи; после полуночи набилось много народу, и те, чьи места мы заняли, буквально, стянули нас за ноги. Пришлось ретироваться. Однако, Кришна милостив; из сострадания пассажир, напротив, по имени Лакшман-кумар, предоставил нам свое место на лавке (Васудева разместился с ним на нижней полке, а я залез на верхнюю). Весь следующий день мы ехали с полным комфортом, проповедуя нашему доброжелателю. Лакшман-кумар был преданным Кришны, последователем Чайтаньи Махапрабху, хотя и не принадлежал ни к ISKCON, ни к матхе, ни к парампаре. На редкость интеллигентный человек, всю дорогу мы говорили о Кришне; он читал «Бхагавад-гиту», мы повторяли Харе Кришна мантру и расстались друзьями. За несколько часов до Пури, не за долго до своей станции, он подошел ко мне и поблагодарил за прекрасно проведенное время. Просидев весь день и всю ночь, не сомкнув глаз, он, кажется, не чувствовал усталости.
Когда его место освободилось, ближе к ночи, пришли новые пассажиры, и попросили нас снова освободить места. К этому времени все пассажиры, сидевшие в нашем купе, воспылали к нам симпатией и поэтому наперебой стали предлагать свои спальные места.
Финал нашей поездки в Пури был более чем приятным, первый попавшийся рикша довез нас до храма Джаганнатхи. Здесь мы пересели на другого извозчика, который привез нас в Hotel Аnjanaa.
Здесь мы встретили ученика Сварупы Дамодары Госвами, Аджиту Прабху, который служил менеджером в гостинице. Узнав, что я ученик Нарайаны Махараджа, а Васудева мой ученик, он предложил нам по сходной цене прекрасный номер. Пользуясь привилегиями санньяси, я весь этот день раздавал благословения и принимал поклоны.
За первые два дня в Джаганнатха Пури, мы посетили несколько храмов (в том числе Шри Чайтанья Матх, основанный Бхактисиддхантой Сарасвати); получили приглашение частных лиц и обрели новых друзей. По милости преданных Господа получили даршан Божеств Джаганнатхи и маха-прасад из храма. Последующие дни нам доставляли прасад Дхаганнатхи прямо в номер гостиницы. Васудева, который отправился в паломничество по святым местам первый раз в жизни, был безмерно счастлив. Сознавая милость Гуру и Кришны, он вдохновлялся все более и более на преданное служение, которое является совершенством духовной жизни. Так прошла первая неделя – впереди Майапур. Свое путешествие по святым местам я планировал закончить во Вриндаване. Харе Кришна.
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
© 2009 Мурали Мохан дас
Движение Санкиртана
Sankirtana.by