(Открытое письмо руководству ISKCON. Копия отослана Вадиму Тунееву, члену GBC по России).
В Челябинске я проповедую с 90 года. В то время я был региональным от Волги, Урала, Сибири до Дальнего востока. Фактически я основал челябинскую ятру, как и многие другие ятры. Тот самый храм, в котором сейчас живут Шри Шри Гоура Нитай, построили люди, которым я проповедовал.
В 2001 году после возвращения из Америки я провел свой последний киртан и дал лекцию в Храме ISKCON; все были счастливы. Но после, когда руководство узнало, что я принял своим Гуру Нарайану Махараджа, которого по сей день считают «врагом ISKCON № 1», я тоже попал в черный список. Теперь двери храма для меня захлопнулись навсегда, но я в них и не ломлюсь, чтобы не создавать неловкой ситуации. Признаться, не повезло мне и с Нарайаной Махараджем. С тех пор, как я стал принимать учеников, «горячие головы» поставили под сомнение мои отношения с моим гуру. Но как бы то ни было, как в прошлом, так и в настоящем, моя проповедь успешна. В Челябинске у меня есть ученики и последователи. Прекрасные лекции, киртаны и уличные харинамы, программы на квартирах преданных и друзей Кришны – вот далеко неполный перечень мероприятий, которые планомерно я осуществляю год за годом. Мало-помалу жизнь снова возвращается в этот город. Опять на улице слышно Харе Кришна, опять можно видеть радостные лица молодых людей в дхоти и сари. Как раз это и вызывает истерику у моих завистников.
Когда последний раз я проводил программу в обществе йоги «Открытые миры», один молодой человек, будучи вдохновленный, обратился ко мне с вопросом:
- Почему бы вам не провести подобную программу и лекцию в Храме ISKCON? Все были бы счастливы!
- И, правда, почему бы нет? Я бы рад, но, увы – меня не приглашают.
Мой ответ вызвал удивление.
- Почему не приглашают? – спросил молодой человек.
- Трудно сказать, наверное, боятся, что я конвертирую их учеников и прихожан. В храм захаживает и Тарасов (в прошлом мэр города, которому я проповедовал). Что если он примет инициацию у Мурали Мохана?
Мой ответ показался не убедительным и молодой человек продолжал:
- Что, собственно говоря, делить, все мы – Харе Кришна и те и другие повторяют мантру, следуют принципам и исповедуют одну и ту же философию, читают ту же самую «Бхагавад-гиту, как она есть»…
На это я развел руками и улыбнулся.
На следующий день мой собеседник не пришел, не пришли и другие, кто был на встрече в «Открытых мирах».
- Руководство храма нам запретило, – сказала Аниса. Нас предупредили, что если мы будем ходить и общаться с Мурали Моханом, то нас перестанут пускать в храм, предадут «анафеме». Что тогда мы будем делать?
Чтобы упредить отток прихожан и уход членов ISKCON к Мурали Мохану в его объединение Санкиртана в Челябинском храме повесили фотографию Мурали Мохана, подписав: ЛЖЕ ГУРУ!
Подобные фотографии в фас и профиль на меня до сих пор хранятся в архивах КГБ, еще с тех пор, когда Маму Тхакур за проповедь сознания Кришны был объявлен вне закона. Однажды, где-то в 1985 году, когда меня задержали в Новосибирске по обвинению идеологической диверсии организованной ЦРУ, в ответ на предложение начать воспевать Харе Кришна мантру, следователь на допросе с ехидцей сказал: «Знаем, знаем твою «трансцендентальную вербацию». Вместо «трансцендентальной вибрации» Харе Кришна мантры, он намеренно назвал мою проповедь святого имени трансцендентальной «вербацией». Так я стал известен как «вербовщик». Дискредитация и клевета – это излюбленное оружие демонов, но теперь им пользуются и те, кто считает себя представителями сознания Кришны. Чем они отличаются от них?
Да, я – не гуру ISKCON (впрочем, так же, как их гуру – не гуру тех, кто не член ISKCON). Но Движение Чайтаньи не ограничено рамками ISKCON. Святое имя распространится по всему миру, - такого пророчество, поэтому нужно много гуру. В каждом городе и деревне будут петь Харе Кришна! – такого желание Самого Господа. Во имя исполнения Его воли, каждый искренний последователь должен стать гуру. Это желание Чайтаньи. Почему же те, кто считают себя последователями сознания Кришны, создают препятствие этой миссии, пороча проповедника святого имени, посвятившего жизнь распространению славы Господа Кришны, называя его «лжегуру».
Когда я присоединился к движению, я знал всех, кто повторял Харе Кришна в этой стране, их можно было сосчитать на пальцах одной руки. Позже я проповедовал всем, кто сейчас является лидерами ISKCON (Чайтанье Чандре, Ачьюте, самому Бхактивигьяне Госвами и многим другим). И что удивительно, мне никто не проповедовал. Едва я услышал Харе Кришна маха-мантру, я тут же стал ее адептом. Хотите верьте, хотите, нет – мне никто не проповедовал, но я проповедовал всем. И было время, когда все получали инициацию только по моей рекомендации (надо заметить, что эти преданные до сих пор заняты служением Кришне как в ISKCON, так и в других обществах и матхах). Таков факт – его не возможно оспорить, его нужно принять. В 2006 году на встрече при личной беседе Бхактивигьяна Госвами сказал: «Да, по медицинскому факту, ты, Маму Тхакур, основал ISKCON в СССР ». Фактически я – гуру всех, кто сейчас гуру… Почему теперь они порочат мое имя? Я единственный, кто проповедовал в самые суровые времена (начиная с 1980 года) и, пройдя испытания, не сломался под давлением обстоятельств. До сих пор, уже на протяжении тридцати лет, моя проповедь остается успешной.
Это сущая правда; я говорю не из личных амбиций, желая отстоять свое реноме. Это сделают мои ученики. Я говорю это из беспокойств о судьбе Движения, которому посвятил жизнь. Я беспокоюсь не о себе, а о тех, кто еще едва встал на путь преданности Кришне. Вайшнава-апрадха очень разрушительна. Она подобна бешеному слону, ворвавшемуся в ухоженный сад. Если вы хотите обрести бхакти, не богохульствуйте, не поносите тех, кто посвятил жизнь проповеди святого имени.
Я не претендую на лавры. Сочтемся славою, ведь мы свои же люди! Мне не нужны ваши деньги. Я не бедный человек. Всю свою миссию, от начала до конца, я сделал на свои. Мне не нужны и ваши последователи. Единственно, о чем я прошу: не рубите сук, на котором сидите. Сознание Кришны – это свобода. Все остальное – это рабство. Из-под палки никто не может предаться Кришне. Есть сила, но есть и свобода. Где нет свободы, там нет любви! Любовь к Кришне – это дар Господа. Не претендуйте на монополию в духовной жизни. Путем преданности Кришне идут многие. Здесь нет главарей и нет ограничений; любой может последовать путем самопредания, приняв достойного вайшнава своим гуру. Вы можете последовать за мной, но можете принять любого другого в «поводыри». Если, прочитав мои книги, статьи, которые я публикую в разных газетах, люди идут в ISKCON, то почему другие, кто читают книги Прабхупады, не могут прийти ко мне? Ученик не является собственностью гуру. Все собственность Кришны. Почему вы претендуете на то, что вам не принадлежит. Глупцы, на вас проклятие. Вы прокляты пылью с лотосных стоп преданных, посвятивших распространению славы святого имени! Именно по это причине движение, некогда так мощно начатое в этой стране, в настоящее время пробуксовывает. Если лидеры ISKCON не примут соответствующие меры по ликвидации «безграмотности», то они станут ответственными за полный развал и пожар в их собственном доме, который построил Прабхупада и в котором, по их словам, может жить каждый.
Вайшнава-апардха подобна бешеному слону; она проявляется в том, что у оскорбителя возникают неодолимые желания чувственных наслаждений. Вожделение – вот истинный враг. Подобно тому, как ржа разъедает железо, так и вожделение разъедает изнутри общество, которое вы считаете идеальным. Если вас не беспокоит ваша собственная судьба и духовная жизнь, то подумайте о благополучии других. Если вам дорого имя ачарьи, основавшего ISKCON, то не порочнее имена тех, кто положил камень во главу угла. Через какое-то время этот камень для многих станет камнем преткновения в их служении Абсолютной истине, Верховной личности Бога Шри Кришне. Еще не одна нога преткнется. Подумайте: Все молятся одному Богу! Но Господь будет вынужден отклонить чью-то молитву, и вам не перешагнуть через это. Поэтому не ставьте Господа в неловкое положение. Хотя я не член вашей организации, но я остаюсь преданным Кришны. Я основал ISKCON в России. Если обстоятельства заставят меня бороться с вами, я проявлю всю свою отвагу. Я – не тот ягненок, которого вы отдали на заклание. Воплощаясь вновь и вновь, я стану причиной вашей собственной гибели. С моей легкой руки вы пойдете в ад, а там посмотрим. Харе Кришна!
Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас
Дорогой Мурали Мохан Прабху,
Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
Я прочитал твое письмо. Гуру-парампара несколько по-другому описывал мне
события, повлекшие все эти решения.
Я за то, чтобы мы все мирно сосуществовали и помогали в проповеди.
Разумеется, чтобы этот идеал осуществился, нужно соблюдать хотя бы
элементарные правила. Я был очень огорчен, когда узнал в Новосибирске, что
ты реинициировал одну из учениц Гопала Кришны Махараджа. Такой поступок
полностью противоречит принятому в Гаудия-сампрадае этикету. Без следования
В любом случае, если кто-то оскорбил тебя, я прошу прощения за них.
Пожалуйста, прости меня и их. Что касается этого инцидента, то я попрошу
Шикшаштаку разобраться в нем. Я буду рад встретиться и сам как-то помочь,
когда буду в Челябинске.
Ваш слуга,
Бхакти Вигьяна Госвами
ОТВЕТ:
Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!
Дорогой Махарадж, прими мои поклоны.
Признаться, своим письмом ты меня сильно подкупил и обязал. Однако стрела уже выпущена.
Что касается реинициации ученицы Гопала Кришны Госвами из Новосибирска, то это не совсем так. Но, правда в том, что я не вижу криминала, чтобы реиницировать учеников других гуру и некоторых уже реиницировал. Они обращаются ко мне с просьбой, а чаще с жалобами на ISCKON и своих «суженных». Они говорят, что отношения между преданными имперсональны; что все заняты бизнесом, преследуя личный интерес. Что духовность (в их представлении) отсутствует; что своих гуру они почти не видят, а если видят, то к ним практически не подступиться. Есть ли смысл в таких гуру? У гуру ISKCON перебор и инициация носит чисто формальный характер. Само по себе это наводит на грустные размышления. Упадок нравственности разрушает в человеке качества добродетели и на смену приходит опустошенность.
Проблема на лицо, и ее можно решить, только идя на встречу друг другу, не с позиции силы или занимаемой должности, а с позиции взаимного уважения. Когда наступают на маленькую зверушку, она начинает верещать и сопротивляться насилию. Это естественно. Я – совесть и честь ISKCON. За все время, что я был членом в ISKCON, я встретился с таким количеством нечестности и вероломства, что даже будучи самим воплощением терпения и сострадания, в конце концов, меня это достало. В тех же ведических кодексах чести и этики, на которые ты ссылаешься, есть достаточно исключений. Я уважаю права других, если они готовы признать мои. ТО, что я делаю это вынужденная мера – это исключение. Когда мы имеем дело с лицемерами и мошенниками, то говорить об этике не приходится; этика теряет свою силу и начинается «беспредел». Поставить на вид негодяя и провести хитреца – святое дело. Я – не моралист, а преданный Кришны, и то, что я делаю – это вынужденная мера, моя этика. Во многих случаях ученики запуганы и боятся своих гуру, поэтому уходят от них в тайне, не поставив их в известность. В другом случае, они просто не обучены вайшнавской этике, которая касается не только отношений между гуру и учеником, но других преданных и обычных людей. И это не моя забота, пока они не станут моими учениками. Вы не можете удержать их, прибегая к административным мерам и этике. Если общество не основано на духовных принципах, то через какое-то время оно начнет смердить и разлагаться подобно телу, которое покинула душа. Только с помощью этики его не удастся реанимировать. Я готов к диалогу и открыт для принятия самых смелых и экстравагантных идей, но предложений не поступает.
Когда несколько лет назад, я попросился в гости к одному преданному (это был Ачьюта из Киева, которому проповедовал и рекомендовал для инициации), он мне ответил: «Ты будешь проповедовать – останемся друзьями на расстоянии». «Хороша дружба!» – ответил я. На этом и расстались.
С тобой мы знакомы тоже не первый день. Я отдаю должное твоей проницательности и сознаю всю ответственность твоего положения – тяжела шапка мономаха. Но положение обязывает и тебе не избежать трудностей. Я достаточно легко принимаю удары судьбы, но выдержишь ли ты… «Прямодушие – это синоним вайшавизма. Слуги вайшнава-парамахамся должны быть прямодушными. Именно это делает их лучшими из брахманов» (Упадешавали; Бхактисиддханта Сарасвати).
Тебе не нужно передо мной извиняться за тот инцидент, что произошел в Челябинске. Ты ни в чем не виноват. Пусть извинится тот, кто создал этот прецедент. Так будет правильней. Легко извиняться за кого-то – пусть каждый извиняется за себя сам. Харе Кришна!
Твой доброжелатель
Мурали Мохан дас.
НЕ ОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО:
Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге.
Дорогой Махарадж, посылаю тебе некоторые материалы из фото-архива «САНКИРТАНЫ», которые тебе помогут разобраться в ситуации. Примерно с 1987 года у меня сохранилось порядка 10 000 фотографий о становлении ISKCON в СССР. Эта история самобытна. С 1980 года примерно по 90 год здесь не было ни достаточного общения, ни книг. Контакты были фрагментарны и поверхностны. Первая фирменная «Бхагавад-гита» на русском появилась где-то в конце 1984 года. Если ты помнишь, я печатал и распространял эти книги. С того времени у меня сохранилась переписка с Киртираджем с его автографами и другие документы. Я знал, что через какое-то время придут другие и попытаются переписать историю под себя. Поэтому своих людей я просил фиксировать каждый наш шаг. Мы были первые! Прими к сведению сложившиеся обстоятельства при составлении своей монографии или написании истории ISKCON в этой стране. Настоящее рождается из прошлого, а будущее из настоящего. Скоро и мы с тобой станем прошлым, и кто-то так же возьмется за перо, чтобы представить свою версию уже существующей истории. Но, пока я здесь, им это будет сделать трудно. Харе Кришна!
Твой доброжелатель