Когда Шри Чайтанья вместе со своими многочисленными преданными пришел в Катаку, он посетил храм Сакши-Гопала. Плененный красотой Божеств, Господь стал петь и танцевать. При виде Его столь возвышенного состояния, Нитьянанда Прабху рассказал историю, которую он некогда услышал от местных жителей.
В давние времена в Видьянагаре, расположенном на юге Индии, жили два брахмана.
За все время паломничества молодой брахман без устали служил старому и получил его благословение.
- Даже мой собственный сын, мне не так дорог как ты. За твое бескорыстное служение, я не знаю, как мне тебя благодарить – сказал старый брахман.
- Я хочу предложить тебе в жены мою дочь.
Старый брахман был богат и за свою дочь давал большое приданое.
Кажется сама богиня удачи благоволила молодому брахману. Однако, он отказался от столь дорогого подарка.
- Я очень признателен за твое предложение, но, извини я не могу его принять.
-Почему? – удивился старый брахман.
– Ты богат, а я беден, – ответил молодой брахман. – Когда твои родственники, твоя жена и твой сын, узнают о твоем решении, они не позволят тебе сделать это. Давая такое обещание, ты не сможешь его выполнить. Не ставь себя и меня в неудобное положение.
Возражения молодого брахмана были не безосновательны, однако, несмотря на это, старый брахман настаивал:
- Ты не должен отказываться; твой отказ – оскорбит меня. Я хочу выдать свою дочь за тебя замуж, и никто не может помешать.
- Извини, друг, ты из аристократической семьи, богат, а у меня нет ни гроша. Как я буду содержать семью? Единственно, что я могу – это только служить Кришне. И потом, когда твои друзья и знакомые узнают, что ты выдаешь свою дочь за меня, они поднимут тебя на смех и перестанут с тобой общаться. Вспомни историю Рукмини и ее отца Бхишмака….
- А что Бхишмака… Как отец я имею все права на свою дочь, и никто мне не сможет препятствовать в том, чтобы я выдал ее замуж за тебя. Мой дорогой, не сомневайся во мне. Моя дочь будет твоей, потому что я так хочу.
Так или иначе, после долгих уговоров и увещеваний, молодой брахман согласился принять дочь богатого брахмана.
- Хорошо, пусть будет по-твоему. Если ты решил отдать свою дочь за меня, Божество Гопала тому свидетель. - С этими словами молодой и старый брахман пошли в храм и призвали Господа в свидетели.
После возвращения в Видьянагар, каждый отправился к себе домой.
Когда старый брахман объявил о своем решении выдать свою дочь замуж за молодого брахмана, в семье разразился скандал.
Жена старого брахмана сказала:
- Только через мой труп. Если ты выдашь мою дочь за этого человека, то я приму яд и покончу с собой!
После этого все родственники стали обвинять старого брахмана в том, что он сошел с ума.
- Если ты отдашь свою дочь за этого человека, ты обесчестишь нас. Откажись, пока не поздно; скажи, что ты не давал никакого обещания, иначе мы порвем с тобой все отношения.
Когда старший сын, который был наследником, узнал о решении своего отца, он пришел в ярость. Он тут же пошел к молодому брахману и стал его обвинять:
- Ты подпоил моего отца и вынудил его принять столь безрассудное решение. Ты воспользовался своей силой и заставил старика пойти на этот шаг вопреки его воле….
- Я не виноват; я уговаривал твоего отца не принимать подобного решения, не посоветовавшись с вами, но он не послушал меня, - сказал брахман. – Господь тому свидетель.
При слове Господь сын старого брахмана пришел еще в большую ярость (он был атеистом).
- Ты вынудил моего отца дать обещание, чтобы завладеть его имуществом и деньгами.
Если ты честный человек, тогда пусть Божество, перед которым ты дал такое обещание придет и само подтвердит твои слова.
На карту была поставлена честь обоих, старого и молодого брахманов. Старого брахмана стали обвинять в безрассудстве, а молодого в мошенничестве.
Родственники старого брахмана настаивали:
Скажи, что ты ничего не обещал.
- Но это против моих религиозных принципов…
Не зная, как поступить, старый брахман обратился к молодому:
- Мой дорогой мальчик, ты должен пойти во Вриндаван и пригласить Гопала в свидетели, иначе, нам никто не поверит. Если ты этого не сделаешь, моя жена покончит жизнь самоубийством, и люди обвинят нас в злодеянии.
Молодому брахману ничего не оставалось, как пойти за Гопалом.
Сборы были не долгие. Спустя время, он пришел во Вриндаван, и получил даршан Гопала.
- О, мой дорогой Господь, мне никто не верит, поэтому, будь милостив, собирайся и пойдем со мной. Ты должен стать моим свидетелем.
Упав перед Божеством, молодой брахман вознес молитвы Гопалу.
- Мой дорогой Господь, если Ты не пойдешь и не будешь свидетельствовать, люди перестанут верить не только мне, но и Тебе. Ты должен пойти со мной!
Несмотря на все мольбы, Божества оставались безучастными. Снова и снова брахман молил, упрашивал Господа, и все напрасно.
- Ты же слышал, как старый брахман в Твоем присутствии пообещал свою дочь мне в жены. Ты был свидетелем.
- Да, я был свидетелем, но где это видано, чтобы статуя ходила?
- Если статуя может слышать и говорить, то она может и ходить.
- Мой дорогой Господь, встань и иди…
Вняв смиренным молитвам своего преданного, Господь сказал:
- Хорошо, каждый день ты должен будешь предлагать Мне килограмм отборного, отварного риса. Ты будешь знать, что Я иду за тобой по звукам браслетов на Моих ногах. Иди, не оборачивайся. Готовь по килограмму риса и предлагай Мне.
Вриндаван от Видьянагара разделяет многие мили, пройдя все расстояние, наконец, наши путники пришли на место. Удачливый брахман обернулся и увидел перед собой улыбающегося Господа Гопалу. Он был во всем великолепии, излучая любовь и сострадание. На этом путешествие закончилось. Гопал встал и ни с места.
- Посмотреть на чудо пришли все местные жители. Они стали прославлять Гопалу и Его преданных (молодого и старого брахмана). Так к всеобщему удовольствию семейные недоразумения были устранены, и старый брахман выдал свою дочь за молодого.
Слух об этом необычайном событии дошел до уха местного правителя, и он тут же поспешил лично увидеть Господа. Прибыв на место, он почтил Господа изысканными молитвами и вскоре возвел на этом месте прекрасный храм, который назвали САКШИ-ГОПАЛ (Гопал-свидетель).
Долгое время Гопал оставался здесь, принимая служение местных жителей, пока царь Ориссы, Пуршоттама-дева, не завоевал Видьянагар. Будучи великим преданным Господа, он молился, чтобы Гопал пришел в его царство. И вот, удовлетворенный служением царя, Гопал последовал за ним в Пури и какое-то время жил в храме Джаганнатха, пока не построили для него новый храм.
В честь этого события каждый год местные жители проводят большой фестиваль. По счастливой случайности мы посетили Катаку, и сразу на следующий день после фестиваля посетили Сакши-Гопала. Вход в храм для белых людей закрыт, поэтому мы удовлетворились тем, что в близлежащей кунде совершили омовение и приняли прасад Сакши-Гопала, который принес нам местный брахман, служитель храма. На память в честь этого замечательного события мы сделали несколько снимков.
История о Сакши-Гопале подробно приводится в «Чайтанье чаритамрите». На этом она не заканчивается. Обитателям святой дхамы, известны и другие похождения Сакши-Гопала. Некоторые из них канонизированы, другие считаются апокрифическими. Здесь мы упомянули лишь только те события, которые связывают нас с играми Господа Чайтаньи:
ТОТА-ГОПИНАТХ
ГАМБИРА
ШРИ СИДДХА БАКУЛА МАТХ
За последующие пару дней мы посетили еще несколько святых мест: храм Сита-Рама-Лакшман, а на обратном пути храм Гундича, который находится в двух милях к северу от храма Джаганнатха.
На следующий день после экадаши с самого утра мы отправились на парикраму. Обошли храм Джаганнатха, а после прасада посетили: храм Тота-Гопинатхи, Гамбиру и Сиддха-бакула матх.
В Пурушоттама-кшетре или Джаганнатха Пури есть Храм Тота-Гопинатха. Если идти от океана, то можно обнаружить могилу Харидаса Тхакура. Каждый год здесь в Ананта-чатурдаши проводится фестиваль в ознаменование ухода великого преданного Чайтаньи Махапарабху. Там же примерно 100 лет назад было установлено Божество Нитьянанды Прабху, Чайтаньи Махапрабху и Адвайты Ачарьи. Недалеко от этого места Бхактивинода Тхакура построил свой бхаджан-кутир.
© 2009 Мурали Мохан дас
Движение Санкиртана
Sankirtana.by